На страничку Об Инте Символ Инты - водонапорная башня
|
История города Инта в фотографиях и цифрах ...Начало Великой Отечественной войны предъявило новые требования к строительству – стране нужен был уголь, и в кратчайшие сроки. Необходимо форсировать шахтное строительство и добычу угля любой ценой. Строителям приходилось работать в тяжелейших условиях. Не было дорог, и транспортировка всех грузов производилась только летом по рекам. Этот путь был долгим и изнурительным: на баржах по Печоре, Усе, Косью. Река Большая Инта – мелководная, и шняги по ней пройти не могли. У впадения Б.Инты в Косью существовала перевалочная база «35 км». Здесь грузы перегружали на плоскодонные лодки (шняги), которые вверх по реке Б.Инта тянули лошади вдоль левого, лесистого, берега. Сидящий в лодке рулевой давал ей направление, отталкиваясь длинным шестом. Естественно, такая транспортировка замедляла сроки строительных работ. К тому же строительство велось в условиях необжитой лесотундры. В любые морозы и пургу, утопая в снегу по пояс, люди расчищали места для шахтных площадок, кирковали мерзлую землю для фундаментов, разогревая ее кострами. Отсутствие электроэнергии не позволяло применить технику, поэтому все работы – от проходки до откачки воды – производились вручную. Водным путем завели локомобильные двигатели. Началось строительство локомобильной электростанции. От нее потянулись линии электропередач. Однако этого было крайне мало. Подключение только одного насоса на шахте забирало почти всю мощность, и приходилось отключать все другие электроустановки. Из-за перебоев в электроснабжении часто случались затопления забоев шахт, поселок оставался без света (поэтому насос этот население прозвало «удавом»). Строительство постоянной электростанции взамен ЛЭС было насущной необходимостью. К концу декабря 1941 г. произошло важное событие не только для Инты, но и для всех северных регионов в целом. Из Воркуты на Котлас прошел первый железнодорожный состав. Это обеспечивало свободный выход воркутинских и интинских углей в центральные районы страны и, в то же время, увеличивало объемы и сроки транспортировки грузов к строящимся шахтам Инты и Воркуты. Железная дорога в силу ряда причин была проложена в 12 км от интинских шахт. Это означало, что по труднопроходимой тундре необходимо к шахтам для отгрузки угля проложить железнодорожные ветки и грунтовую дорогу. Вновь ценой жизни и здоровья заключенных в рекордно короткие сроки – 12 дней! – была проложена лежневая дорога от Инты до железнодорожной станции. 1942 Размах работ на Инте был уже настолько велик, что управлять ими из Воркуты было затруднительно и неэффективно. Поэтому в конце декабря 1941 г. принято решение о создании управления «Интастрой», выделившегося из «Воркутастроя» в качестве самостоятельного предприятия (приказ № 0013 ГУЛАГа НКВД СССР от 11 декабря 1941 года). С этого времени Инта начинает свой самостоятельный путь Первыми руководителям «Интастрой» были начальник Гаршин и главный инженер Федченко. Первым шахтным геологом был А Правдин. В структуре Управления «Интастрой» образуется геолого-разведочный отдел (ГРО), начальником которого и главным геологом «Интастроя» назначается В.В.Шумилов. В этом же году выданы первые 53 тысячи тонн угля. Начало строительства шахт рудника Кожим. Организована инспекция военизированной пожарной охраны управления «Интастрой». 1943 год К началу 1943 г. железнодорожные ветки были подведены и к шахтам. И вот – знаменательное событие: в марте 1943 года из Инты отправлен первый эшелон угля. Мемориальная доска на административном здании шахты «Восточная» свидетельствует об этом. В марте 1943 г. на площадке ЛЭС началось строительство теплоэлектроцентрали. Понимая, что значит электроэнергия для строящейся Инты, в строительстве ТЭЦ принимало участие все население: заключенные, вольнонаемные рабочие, жители. Работали и в сверхурочное время, и в выходные дни. И первая турбинная электростанция была построена в 4-х месячный срок. Шахты получили электроэнергию и выдали на-гора первые тонны угля, которые пока использовались на местные нужды. С 1 января сельхоз «Инта» выделен на самостоятельный баланс. Впоследствии переименован в (совхоз «Большая Инта»). С первого января из Отдела капитального строительства (ОКС) Управления «Интастрой» выделена на самостоятельный баланс строительно-монтажная контора (СМК) С 1 января выделен на самостоятельный баланс транспортный отдел Управления «Интастрой». Впоследствии переименован в погрузочно-транс-портный отдел (ПТО). С 1 января выделена на самостоятельный баланс жилищно-коммунальная контора (ЖКК). Впоследствии переименована в жилищно-коммунальный отдел (ЖКО) комбината «Интауголь». С 1 января выделен на самостоятельный баланс геологоразведочный отдел управления «Интастрой» На базе отделения связи Управления «Интастрой» организован отдел связи на самостоятельном балансе впоследствии переименован в «Службу связи комбината». Шахта № 3 введена в эксплуатацию. Начало строительства шахты № 10. Выделено на самостоятельный баланс строительство ТЭС 25 декабря введена в эксплуатацию шахта № 4 с проектной мощностью 100 тысяч тонн, ей было предоставлено почетное право отправки первого эшелона интинского угля Ленинграду. Введены в эксплуатацию шахты № 6, 7, 8. Введены в эксплуатацию шахты №№ 1 и 2 Рудника Еджид-Кырта. ...В 1930-40-е годы Инта в административном и хозяйственном отношении подчинялась Кожвинскому району, административный центр которого находился в поселке Канин Нос (ныне город Печора), а затем в Кожве. Поэтому по всем административным делам – райисполком, военкомат, госбанк – приходилось ездить за 200 км. Населенный пункт «Рудник Б.Инта» входил в состав Косьювомского сельского Совета, расположенного в 50 км от Инты на реке Косью. Приезжающие в Инту вольнонаемные обязаны были ездить туда для оформления прописки, получения свидетельства о рождении, о браке и другими справками. Эта удаленность от административных центров тормозила оперативное решение многих вопросов, сдерживала рост строительства населенного пункта на Инте. 16 марта 1944 г. после неоднократных ходатайств было принято решение об образовании Интинского района, территория которого расположилась вдоль построенной железной дороги. Инта получила статус рабочего поселка. Среди вольнонаемного состава населения был избран поселковый Совет, и его первым председателем стал Комельков Никифор Васильевич. Комельков был направлен в «Интастрой» со дня его образования в качестве начальника ВОХР (военизированная охрана). В сентябре 1942 г. он ушел на фронт добровольцем. Демобилизовался из армии, имея 6 ранений и 2 контузии. Вернулся в Инту для продолжения работы инвалидом II степени. На посту председателя поссовета проработал 6 лет. Вместе с шахтами, поселком рос и Интинский лагерь при нем, официально именуемый Интинским исправительно-трудовым лагерем (Инталаг). Заключенные по-прежнему оставались основной рабочей силой. Численность подневольных геологов, шахтеров, строителей увеличилась к концу войны до 12 000 человек. С 1940 года места их проживания и работы, так называемые жилые и производственные зоны, ограждались рядами колючей проволоки. Самый большой лагерный пункт (ОЛП) занимал в те годы территорию современного стадиона, школы № 1 и части улицы Полярная. После 12-часового рабочего дня под конвоем солдат и овчарок возвращались они строем в свои бараки. Бараки строились обычно на 150-200 человек. Вдоль барака располагалось 2 ряда двухъярусных нар, в центре размещалась печь, обогревающая весь длинный барак. Около нее заключенные сушили свою одежду, в которой и работали, и отдыхали. Представьте себе атмосферу такого «домашнего очага», когда одновременно сушилось 150 телогреек-ватников, 150 пар портянок и столько же пар обуви! Но и бытовые условия большинства вольнонаемных первостроителей отличались ненамного. Жили они в полуземлянках – это углубленные на метр в землю деревянные срубы, возвышающиеся над землей на 2-3 венца. Бревенчатый потолок засыпали для утепления землей. Небольшое оконце располагалось в таком жилище под самым потолком, а с внешней стороны едва выступало над землей. И хотя такая землянка отапливалась железной печкой, но тепло сохранялось только до тех пор, пока печь топится. В сильные морозы стены землянки промерзали насквозь и частенько покрывались ледяным панцирем. В снежные зимы такие строения заметались сугробами почти полностью. Такой тип строительства был вызван трудностями военного времени, отсутствием строительных материалов. Весь поступающий в Инту лес шел, в первую очередь, на нужды шахтного строительства. С вводом в строй Северной железной дороги ускорилось не только шахтное, но и жилищное строительство. На смену полуземлянкам приходят каркасно-засыпные и рубленые дома. Теперь появилась возможность завозить строевой лес из южных районов республики. В 1940-х годах все в Инте строилось из леса. Существовавший тогда маленький примитивный кирпичный завод едва удовлетворял нужды строительства, поставляя кирпич для печей. Дома строились в один и два этажа. Для строительства выбирали удобные, то есть наименее заболоченные места.Первый генеральный план застройки поселка был разработан проектной конторой «Интастроя» в 1943 г. Согласно этому плану на месте беспорядочных индивидуальных застроек на берегу реки Б.Инта (называемых в народе «Шанхаем») и на тундровом пустыре должны были пройти две главные улицы поселка – Кирова и Полярная. Эти улицы должны были соединяться между собой улицами Школьная (теперь Халеева) и Горная (Кулешова). Вот таким небольшим виделся поселок в 40-е годы. Первой упорядоченной начала строиться улица Кирова. «Интинскими теремками» называют сейчас эти красивые двухэтажные дома. Построенные в едином стиле северного деревянного зодчества они своеобразно украшались резными наличниками, фигурными балкончиками, металлическими шпилями. На этой же улице находилась первая поселковая площадь, на которой проводились митинги, устраивались праздники. Вольное население поселка в 1943 году составляло около 2 000 человек, из них детей школьного возраста – 50 человек, дошкольного – 75. В 1941 г. школы в Инте еще не было. Старожил Л.М.Брандин вспоминал, что из-за отсутствия школы его сын учился в интернате села Абезь. Осенью 1942 г. в деревянном здании барачного типа была открыта первая школа. Этот день был большим праздником не только для детей, но и для взрослых. Есть школа – будет жить поселок! Всего в школе обучалось около 40 детей в младших и средних классах. Первой учительницей была Пономарева Анна Петровна, ставшая заслуженной учительницей РСФСР. В 1945 г. коллектив школы состоял уже из 11 учителей. Не хватало учебников, не было наглядных пособий – их изготовляли ученики вместе с учителями. Школа не оставалась в стороне от жизни поселка. Учащиеся участвовали в субботниках, копали канавы, грузили уголь на шахтах, собирали ветки на корм скоту, готовили посылки на фронт, заготовляли дрова для школы. Лучшие учителя и ученики премировались: ватным одеялом, отрезом ткани, парой чулок, носков, ботинок или тапочек. У молодежи поселка находилось время и на художественную самодеятельность. Создали хор, которым руководил Пономарев Александр Григорьевич. Клуба еще не было, поэтому для репетиций, танцев собирались в бараке проектной конторы. Вспоминают, как по вечерам при лампе «летучая мышь», сдвинув в стороны столы и стулья, танцевали под аккомпанемент гитары Пономарева. Весной и осенью из-под половых досок бьют фонтанчики воды. Но молодость брала свое. Быт же заключенных был ограничен зоной из колючей проволоки. Им полагалось корчевать тундру, добывать уголь, строить. Их трудом построен и первый клуб в Инте. О том, как он строился, рассказывают старожилы. В марте 1944 г. начальник «Интастроя» (и «Инталага») Орловский выехал по хозяйственным делам в Сыктывкар. Оттуда прислал телеграмму, что заключил договор с Сыктывкарским драмтеатром об их приезде в Инту на открытие клуба 1 мая. Начальник строительства Васюта схватился за голову – на площадке под будущий клуб был только заложен фундамент. Срочно сняли с других строительных объектов заключенных, и к 1 мая вольные жители Инты слушали столичных артистов в новом клубе. Таким же «ударным трудом» заключенных строился и первый в Инте спортивный зал в 1946 г. Кстати, это был первый в республике спортзал с плавательным бассейном. С окончанием войны необходимо было пересмотреть задачи интинских шахтостроителей. Нужно было учиться смотреть на строительство шахт, поселков и зарождающегося города более перспективно. Создавалась строительная база, формировались квалифицированные кадры, пополнялась рабочая сила. В послевоенные годы заканчивается строительство шахт, заложенных в годы войны. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |
На домашнюю страничку |