CLICKOMANIA на мордовском языке |
Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) родился 25 октября 1818 года (ст. стиля) в Нижнем Новгороде, в семье офицера местного гарнизона Ивана Ивановича Мельникова. Отец писателя принадлежал к дворянскому роду. После женитьбы он вышел в отставку и определился служить по дворянским выборам в Нижегородской губернии вначале в уездном городке Лукоянове, а позднее — в Семенове. Воспитанием и первоначальным обучением детей занималась мать писателя — Анна Павловна. В 1829 году П. И. Мельников был определен в Нижегородскую мужскую гимназию. Свое образование он продолжил в стенах Казанского университета, поступив в 1834 году на словесный факультет. П. И. Мельников учился хорошо. После окончания университета его оставляют на факультете для подготовки к профессорству. «Милостью» университетского начальства П. И. Мельников, однако, воспользоваться не смог. На одной из студенческих вечеринок, по мнению властей, он вел себя весьма предосудительно. За это последовало наказание. В сопровождении солдата он был отправлен в захолустный Шадринск, и уже по дороге его «милостиво» назначили работать старшим учителем в Пермской гимназии. Здесь он проработал около шести лет. В 1847 году П. И. Мельников стал чиновником особых поручений при Нижегородском генерал-губернаторе, а затем с 1850 года находился в Москве, в Министерстве внутренних дел. В 1866 году вышел в отставку и всецело отдался литературе. Последние годы жизни провел частью в селе Ляхове, под городом Нижним, частью в самом городе. Умер 1 февраля 1883 года. Творчество П. И. Мельникова (Андрея Печерского) в настоящее время широко известно читателям благодаря выходу в свет восьмитомного собрания его сочинений (издательство «Правда», Москва, 1976). В это собрание, кроме известных романов «В лесах» и «На горах», включены наиболее значительные беллетристические произведения писателя и некоторые его очерки. Но, к сожалению, в указанное издание не вошло ни одной статьи и очерка Мельникова-Печерского, посвященных жизни и быту мордовского народа. Жизнь Мельникова-Печерского была посвящена исследованию народного сыта, в основном жителей Нижегородской губернии. Поэтому он не мог не изучать и быт нерусских народов, сохранявших еще в XIX в. своеобразие этнических особенностей, которое наиболее ярко проявлялось в одежде, религиозных обрядах, языке, а также и в материальной культуре. В меру своих сил и возможностей Мельников-Печерский остановился на истории и этнографии мордвы. Среди его очерков и статей о ней необходимо выделить «Очерки мордвы», «Общественные моления эрзян», «Религиозные верования, домашний быт и обычаи мордвы Нижегородской губернии», «Эрзянская свадьба» и др. В них автор на основе архивных первоисточников и своих наблюдений описал различные стороны материальной и духовной жизни мордвы. Изучению жизни и быта мордвы немало способствовало и то, что Мельникову-Печерскому Географическим обществом и Министерством внутренних дел Российского государства весной 1852 года было поручено произвести исследования мордовского населения в Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской и Самарской губерниях. Согласно министерскому распоряжению он получил неограниченную возможность собирать разнообразные сведения о мордве Поволжья. В 1852 г. Мельников-Печерский назначается в Нижегородскую губернию начальником статистическом экспедиции. В материалах этой экспедиции тщательно описано каждое селение губернии. Большой интерес в этой связи для Мельникова-Печерского представляли сведения о мордовских селениях, а также и то, что он имел возможность непосредственно встречаться с крестьянами мордовской национальности, записывать у старожилов песни, предания, былины, расспрашивать их о древней мордовской религии, старинных обрядах, обычаях. Находясь в постоянных разъездах по приволжским губерниям, Мельников-Печерский побывал в Арзамасе, Алатыре, Темникове, Ардатове и других местах, населенных мордвой. Поэтому он хорошо представлял и эрзян и мокшан, а также терюхан, т. е. эрзян, почти обрусевших уже к этому времени. За многие годы архивных исканий и непосредственного изучения мордвы Мельников-Печерский накопил огромный фактический материал. Часть его он издал в 1839—1851 годах. Были опубликованы его «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839—1840), «Исторические известия о Нижнем Новгороде» (1840), «Общественные моления эрзян», «Нижегородская мордва», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба» (1851). Эти произведения, изданные им, относятся к началу его литературного творчества, когда он с большим упорством занимался изучением истории родного края. Мельников-Печерский много работает в эти годы в местных архивах. Публикуемые им материалы принесли ему известность в ученых кругах Петербурга и Москвы. Архивные изыскания, по всей видимости, возбудили его интерес к «расколу», особенно широко распространенному в пределах Нижегородской губернии, что в конечном итоге отразилось на его служебной карьере. Дальнейшее осмысление изданного им материала о мордве, а также вновь собранного, натолкнуло писателя на мысль издать его в виде очерков, которые он назвал «Очерки мордвы». Вплотную он занялся этой работой только после ухода в отставку в 1866 году, когда жил в Москве. На следующий год было опубликовано интереснейшее художественно-этнографическое произведение Мельникова-Печерского «Очерки мордвы». Эта работа опубликована в период буржуазных реформ в России. Как известно, в эти годы, по сравнению с царствованием Николая I, цензурный гнет был несколько ослаблен. Передовые русские писатели воспользовались этим. В их рядах выступил и Мельников-Печерский. В своих работах тех лет он изобличал порядки и нравы, существующие в самодержавно-чиновничьем государстве. «Очерки мордвы» в этом плане — тоже не исключение. Остановимся на краткой характеристике названного исследования. «Очерки мордвы», несмотря на то, что изданы сто с лишним лет тому назад, представляют и в настоящее время немалый интерес для историков, этнографов и фольклористов при изучении истории, религии, обрядов и быта мордовского народа в прошлом. Красной нитью в работе проходит мысль об исторических связях и совместной жизни русского и мордовского народов. В первом разделе «Очерков» Мельников-Печерский дает как бы историческую справку о мордве, правильно очерчивает и объясняет расселение мордовских племен в разные исторические эпохи. Всю мордву он делит на четыре племени: эрзя, терюхане, мокша, каратаи. Однако это деление на четыре племени, а следовательно, и на четыре языка, в настоящее время отвергнуто этнографами и историками. Терюхане, каратаи и шокша — это эрзя. Спорным является и отождествление Мельниковым-Печерским мордвы-мокши с буртасами. Археологи и историки склоняются в пользу того, что буртасы — это было тюркское племя. Кроме описания различных групп мордвы в первой части «Очерков» автор освещает судьбы соседних финских, народов, таких как весь, меря, мурома. Он правильно отмечает, что они раньше, чем мордва соприкасались со славянами и ко времени распространения славянского влияния на мордву уже в основном обрусели. Мельников-Печерский пытается осмыслить начало русской феодальной колонизации мордовских земель, приводит летописные известия, а также предания и былины об этих событиях, бытовавших как у мордвы, так и у русских... [1] [2] [3] [4] [5] |
На домашнюю страничку |