MIRON100 Страничка о МОРДВЕ MIRON100
Программа ТВ   Мордовская страница   Об Инте   Софт   Яндекс.новости   Домой   Почта   Гостевая книга

нажми сюда для загрузки

CLICKOMANIA на мордовском языке
[1]  [2]  [3]  [4]  [5]
...В этом же разделе приводятся летописные известия о столкновениях русских и мордовских князей, об основании Нижнего Новгорода, сыгравшего, по мнению автора, решающую роль в заселении мордовских земель русскими. Во второй части «Очерков» автор подробно анализирует положение на мордовских землях накануне нашествия монголов, отмечает отчаянную попытку мордовских князей («панков» у Мельникова-Печерского) во главе с Пургасом отстоять свою независимость. В то же время небезынтересны приводимые им данные о столкновениях самих мордовских князей друг с другом, что свидетельствует о феодальной раздробленности на землях мордвы и о том, что князья придерживались разной политической ориентации. Так, например, подданный великого русского князя другой мордовский князь Пуреш напал на Пургаса и рассеял его войско. «Нашествие монголов,— пишет Мельников-Печерский,— прекратило враждебные столкновения русских с Мордвой... и русские и мордовские князья одинаково сделались подданниками монгольского хана». Таким образом, накануне монгольского нашествия у мордвы сложилось раннеклассовое феодальное общество. Известны летописные мордовские князья. О наличии государственности у мордвы свидетельствуют и фольклорные материалы. Тютя, царь мордвы, наделен всеми атрибутами, которые имели феодальные правители у других народов. Мордовские земли сделались пограничной территорией в столкновениях между русскими и татарами. Часть мордвы проживала в составе Нижегородского, Рязанского княжеств, а другая часть — в составе татарских орд. Поэтому источники того периода фиксировали участие мордвы и на стороне русских, и на стороне татар. Монголо-татарское иго подорвало и надолго затормозило развитие производительных сил и производственных отношений у земледельческих народов. В совместной борьбе с русским народом против завоевателей народы Поволжья освободились от монгольского ига. В ходе этой борьбы в состав русских княжеств постепенно входили мордовские земли. В конце XIV — первой четверти XV вв. в состав Московского великого княжества входит мордва нижегородская, курмышская, арзамасская, темниковская, цнинская. В 1480 году Русь сбросила иго монголо-татар. Мордва в большинстве своем уже проживала в составе Московского великого княжества. Следовательно, с этого времени окончательно произошел исторический поворот в судьбе мордовского народа. Он навеки связал ее с судьбой русского народа. В период монголо-татарского ига правителям Золотой Орды не удалось уничтожить этнического самосознания мордвы, которая сохранила свой язык и самобытную культуру. Феодальные отношения у нее в этот период сохранились, приспосабливаясь к конкретно-историческим условиям. Мельников-Печерский во второй части «Очерков» приводит сведения о распространении на мордовских землях татарских феодальных владений. Упоминает о наличии в этих местах городов-крепостей. Здесь же он рассматривает начало раздачи мордовских земель помещикам и монастырям царским правительством. С вхождением мордвы в состав русских княжеств феодальная верхушка обрусевала. Одним из обязательных условий сохранения привилегий для мордовских князей при переходе в подданство московского государя было крещение. Много мордовских мурз крестилось в XV, XVI и в XVII вв., и большинство из них обрусело. Попытки массового крещения мордвы в XVI— XVII вв. и даже в начале XVIII в. терпели в целом неудачу. Защищая свою древнюю религию (язычество), мордва не раз оказывала вооруженное сопротивление миссионерам, громила монастыри и церкви'. Поэтому утверждение автора «Очерков» о том, что в XVII в. большинство мордвы, в частности арзамасской, было крещено и обрусело, не соответствует действительности. Мордовское население уездов Поволжья было крещено в основном только в середине XVIII в. Для царского правительства мордва, как и другие нерусские народы, были «дикими инородцами» —объектом христианизации и русификации, взыскания различных оброков, произвола 'и грабежа. Русификация шла через внедрение православия. Русскому самодержавию и православному духовенству не сразу удалось вытеснить среди мордвы старую языческую веру. Приверженность мордовских крестьян к своим древним верованиям вызывала пристальный интерес, поэтому не случайно Мельников-Печерский акцентирует внимание на вопросах дохристианской религии мордвы. Царизм и православная церковь ставили перед собой задачу: искоренить язычество. Применяя методы «кнута и пряника», царскому правительству удалось привести к крещению большую часть мордовского населения. Русское духовенство в злоупотреблении властью и мздоимстве не отличалось от чиновников-бюрократов, что нашло отражение в трудах Мельникова-Печерского. Насильственная христианизация, как средство русификации, являлась одной из наиболее грубых форм национальной политики царизма. Анализируя вкратце «Очерки мордвы» Мельникова-Печерского, мы не можем не остановиться и не возразить автору по таким вопросам, поднятым им, как присоединение мордвы к Российскому государству, причины участия мордвы в крестьянских войнах, русско-мордовские отношения. Вхождение мордвы в состав русских княжеств, как уже отмечалось, началось еще в домонгольский период. В основном оно завершилось с Оформлением Российского государства — к концу XV в., Мельников-Печерский же приурочивает начало присоединения мордвы к Руси ко времени покорения Казани Иваном IV (Грозным). Правильно отмечая ухудшение положения народных масс, в том числе и мордвы, в связи с усилением податей и повинностей в начале XVII в., тем не менее Мельников-Печерский не обвиняет в том помещиков-крепостников, феодальное государство, по чьей вине страдал народ. Главную причину участия мордвы в крестьянских войнах он связывает с нарушением льгот для крестившихся, а само участие народов Поволжья в крестьянских движениях считает антирусским явлением. Так, например, отмечая участие мордвы и других народов Поволжья в Крестьянской войне под предводительством С. Т. Разина, Мельников-Печерский пишет: «От Арзамаса до Шацка и до Симбирска вся Мордва заволновалась и открыто возстала против русских»1. Умалчивает активнейшее участие в Крестьянской войне самого русского крестьянства и посадского населения. Общеизвестно, что главной причиной участия населения в крестьянских войнах в России в XVII—XVIII вв. как русского, так и «инородцев», было усиление крепостничества и ухудшение положения крестьянства. Безусловно, среди причин возмущения мордовского крестьянства нужно назвать и религиозные притеснения. Но выступления мордовских крестьян, равно как и крестьян других народов Поволжья, были направлены не против русского народа, а против русского феодала-крепостника, против царской администрации и суда, против церкви и монастырских миссионеров. Автор «Очерков мордвы» объясняет причины тесных связей между мордовским и русским народами христианизацией. Это утверждение неправильное, ибо насильственная христианизация вряд ли способствовала укреплению русско-мордовских связей. Поддерживая официальную точку зрения дворянско-буржуазной историографии, Мельников-Печерский все русско-мордовские связи сводит к связям религиозным, главную задачу христианизации видит в обрусении мордвы, подчинении ее царской власти. Мордовский народ с русским сближался прежде всего в совместной борьбе против угнетателей, будь это феодалы-крепостники или же иноземные захватчики, а также в совместной трудовой деятельности по освоению богатств мордовского края. Несмотря на указанные недостатки в первых двух частях «Очерков мордвы», перечень исторических фактов о мордве до XVIII столетия заслуживает самого пристального внимания...
[1]  [2]  [3]  [4]  [5]


На домашнюю
страничку

На начало страницы

 

Пишите письма


Сайт создан в системе uCoz