CLICKOMANIA на мордовском языке |
...Исключительно ценный и своеобразный материал содержится в последующих главах «Очерков». В них автор рассматривает дохристианское мировоззрение мордвы, ее религиозные представления, исправления ею различных обрядов. Много раз Мельников-Печерский подчеркивает идентичность дохристианских представлений русских и мордвы. Красной нитью в его повествовании проходит мысль о том, что сохранившиеся мордовские дохристианские представления — не что иное, как утерянные русские дохристианские обряды. Так, в разделе, озаглавленном им «Мордовские божества», Мельников-Печерский подробно разбирает религию мордвы. По его убеждению, «Совершенно несправедливо некрещеную Мордву называют идолопоклонниками. Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества. Правда, она почитала священные деревья, под которыми приносила жертвы, не никогда не признавала их божествами. Правда, она обращалась иногда с моленьями к солнцу и луне, но всегда считала их созданиями Божьими. Они веровали в единаго верховнаго бога, от котораго зависит весь видимый и невидимый мир. Эрдзяды, терюханы и каратаи называют его Пас или Чама-Пас (верховный бог), мокшане — Шикай». Этот всесильный верховный бог, который являлся творцом неживой и живой природы, создает Шайтана и богиню Анге-патяй. Шайтан олицетворяет все вредящее жизни, все плохое на земле от него. Созданная Чама-пазом богиня Анге-патяй — противоположность Шайтану. Она ведет постоянную борьбу со злом, охраняет жизнь и процветание всякого создания. Чтобы ей легче было бороться со злом, каждое создание имело своего непосредственного покровителя. Эта богиня родила четырех богов и четырех богинь. Самый старший из них — Нишке-паз, олицетворяющий собой бога неба, солнца, огня и света. Он — покровитель душ умерших добрых людей, которые живут у него в небесном пчельнике «как пчелы вьются вокруг матки,— говорится в предании, записанном автором «Очерков» в с. Сыресеве Алатырского уезда,— так души добрых людей вьются вокруг Нншке-Паса». Второй сын названной богини, Свет-Вирь-Нешке-Велень-паз, являлся обладателем земли и устроителем человеческих обществ по подобию пчельника. Третий сын верховной богини, Назаром-паз, олицетворяет бога зимы, ночи и луны. Богом всего живого, кроме человека, был ее четвёртый сын — Волцы-паз. Он также покровительствует людям при охоте и рыболовстве, разумеется, по представлениям мордвы, только тем, кто приносил ему жертву. Дочерями богини Анге-патяй были Нишкенде-тейтерь , Норовава-парочн, Пакся-патяй, Вирь-патяй. Они покровительствовали определенным занятиям населения, от них, по верованиям мордвы, зависела судьба человека, урожайность возделываемых культур, промыслы. Так, Нишкенде-тейтерь являлась покровительницей пчел и богиней судьбы, Норовава-парочи — земледелия, Пакся-патяй — полей, лугов, огородов, Вирь-патяй — лесов, рощ и деревьев. У этих богинь были дети, особо почитаемые мордвой. Так, у старшей дочери Анге-патяй— Нишкенде-тейтерь — был сын Мельказо или по-другому Пурьгине-паз (бог грома), у второй — Мастор-паз (бог земли), у третьей — Ведь-паз (бог воды), у четвертой — Варма-паз (бог ветра и воздуха). Кроме перечисленных 14 основных божеств, богиней Анге-патяй было создано с помощью небесного огнива множество добрых духов, охраняющих человека от болезней, скот от гибели, посевы от неурожаев, дом от пожара и т. д, Божествам и добрым духам мордвой совершались многочисленные озксы (моляны). Наиболее распространенными являлись озксы в честь богини Анге-патяй, покровительницы деторождения и здоровья ~ женщины и ребенка, Кардаз-сярко — сберегателя очага, дома и благополучия семьи, домашнего скота. Добрым божествам и духам, охраняющим скот от козней Шайтана, устраивались Айгор (жеребец), Лишме (кобыла), Туво (свинья), Реве (овца) озксы. Все эти озксы в честь животных составляли, по-видимому, целый комплекс молений и назывались Каляда озксы /Каляда-моления), что в свою очередь являлось частью озксов Кардаз-сярко, т. е. так или иначе они связаны с занятием населения животноводством. Другая группа озксов связана с занятиями мордвы пчеловодством и земледелием. Так, моления посвящались Нишкенде-тейтерь, охранительнице бортей и пасек. Добрым духам, подчиненным богине Наровава-парочи, покровителям пашен (совавтома), посевов (паст), земледельческих орудий (кереть). Богине воды (Ведь-паз) устраивались Акшо-кал-озксы (белая рыба — дух, покровительствующий рыболовству) . Особенно много озксов было у мордвы в честь богини Вирь-патяй, покровительницы лесов, и подчиненных ей духов, что свидетельствовало о значении для населения леса в целом и отдельных деревьев в частности. Особым уважением была окружена береза, ей посвящался Келу (Килей) озкс. Своих покровителей имели и другие деревья — дуб, липа, сосна и т. д. Были божества у бревен (Шотран озксы), лубьев (Керень озксы), что также свидетельствует об их значимости для занятий населения... [1] [2] [3] [4] [5] |
На домашнюю страничку |