CLICKOMANIA на мордовском языке |
У мордвы был развит культ предков (атяй—дед). Устраивались озксы по умершим. «Предкам молились и приносили жертвы как в домах, так и на кладбищах»,— отмечает П. И. Мельников. Предки, в честь которых устраивались озксы, так же, как и добрые духи, помогали, по представлениям мордвы, своим потомкам. Религиозные представления «мокшан в целом мало чем отличались от эрзян. В роли Чама-паза, творца всего мира, у мокшан выступает Шкай, в роли Анге-патяй—Азорава (то есть верховная богиня — прим. П.М.). Другие божества, как и у эрзян, покровительствовали земле, воде, лесу, строениям и т. д. Однако божественная иерархия и пантеон богов в представлении мокшан несколько ограниченнее, нежели в представлении эрзян, у которых сложилась стройная система взглядов на мироздание, свой мордовский Олимп. В представлении мордвы; боги могли при желании вступить в любовные связи с мордовскими девушками. Дети, рожденные от такого союза, жили на земле и были до смерти правителями мордвы, князьями. Эти мифологические представления о верховной власти, о божественном ее происхождении, бесспорно, отражали реальные исторические события и явления. Такие суждения могли появиться на определенной ступени общественного развития, когда сложилось у мордвы классовое общество. Вся система религиозных представлений отражает, с одной стороны, бессилие перед природой, а с другой — достигнутый уровень общественного сознания. Как на небе один бог, так на земле один хозяин (князь, царь). Как у бога есть помощники, так и у хозяина на земле должны быть помощники. Таким образом, религиозные представления мордвы, зародившись в глубокой древности, в период складывания ранних классовых отношений, по всей видимости, оформились в стройную систему, стали обслуживать интересы нарождавшейся феодальной верхушки. Следует также отметить и тот факт, что основные религиозные представления у мордвы сложились в период древне-мордовской общности. Поэтому у эрзи и мокши много общего в дохристианских религиозных верованиях. Религиозные представления мордвы в какой-то степени повторяли религиозные воззрения других народов, в том числе восточных славян и древних греков. Так, в мифологических представлениях мордвы об иерархии богов много общего с греческой мифологией, где семья олимпийских богов приняла характер патриархальной семьи. Любопытство автора «Очерков» к религиозным представлениям мордвы, его живой интерес объясняются во многом и тем, что он искал в сохранившихся мордовских обычаях, связанных с представлениями о мире, славянские дохристианские обычаи, обряды, верования. Во всем его повествовании сквозит мысль о том, что связи мордвы с восточными славянами уходят в далекое прошлое. В дохристианских верованиях восточных славян и финских племен Мельников-Печерский видит много общего. «Кто от кого заимствовал эти верования, славяне ли от финнов, или финны от славян,— решить трудно,—• отмечает он,— но, кажется, вернее предположить, что верования эти были общи обоим соседним племенам...»1. С внедрением киевскими князьями христианства как официальной религии славяно-мордовские отношения в какой-то степени обострились. Начинается полоса феодальных столкновений и захватов со стороны русских князей. С распространением христианства мордва стала признавать некоторых святых и отождествлять их со своими божествами. Так, православный святой, память которого чтут 9 мая и в декабре (ст. стиля), Николай Чудотворец, у мордвы был воздвигнут в роль паза — бога. Мордва отождествляет его весной с Мастор-пазом (богом, дающим земле силу растительности), а зимой— с Назаром-пазом (богом зимы, ночи и луны). Отождествлялись с христианскими «святыми» почти все основные мордовские божества. Эти параллели служили, безусловно, сближению мордвы с русским народом. Несмотря на принятие христианства, русский и мордовский народы остались верными своим старинным обычаям и традициям, более того, они приурочили свои божества к христианским святым. Мельников-Печерский в «Очерках мордвы» много места уделил рассмотрению и описанию мордовских общественных и домашних молений своим божествам. Поэтому он не мог обойти вопрос о существовании у мордвы храмов и жреческого сословия. Так, автор категорически утверждает, что «Мордва никогда не имела особых храмов для совершения богослужения»2. Она совершала свои моления в определенных местах: в лесу, в поле и на кладбище. Кроме сельских молений, совершались моления целой волостью. Наиболее подробно описаны им моления, совершаемые на кладбище. Кладбище (по-мордовски калмо) вряд ли в давние времена называлось кереметью. Это утверждение автора нам кажется ошибочным. Никаких специальных построек-храмов у мордвы не было, но в местах молений воздвигались необходимые сооружения. Категорическое утверждение Мельникова-Печерского о том, что «у мордвы не было жреческого класса, ни жрецов, которые бы на срочное время или пожизненно сохраняли за собой эту должность», нам кажется не совсем верным. Правильнее следовало бы сказать, что у мордвы не было развитого жреческого сословия. При вхождении мордвы в состав Российского государства феодальная верхушка, как известно, в большинстве своем приняла христианство и обрусела. Жрецы остались без социальной опоры в лице своих князей. Гонения православных миссионеров прежде всего направлялись против жреческой верхушки. Поэтому к описываемому Мельниковым-Печерским времени практически жреческая верхушка уже была сведена на нет. Ее место заняли избираемые из народа старики, знающие старинные обычаи, молитвы, обладающие организаторскими способностями. [1] [2] [3] [4] [5] |
На домашнюю страничку |