MIRON100 Страничка о МОРДВЕ MIRON100
Программа ТВ   Мордовская страница   Об Инте   Софт   Яндекс.новости   Домой   Почта   Гостевая книга

нажми сюда для загрузки

CLICKOMANIA на мордовском языке
[1]  [2]  [3]  [4]  [5]
...Общественные моления назначались избранными стариками, которые назывались «прявты» и «ине атя». У прявта волости хранились священные ковши, рычаги, пари, жертвенные ножи и другая утварь, нужная для молебствий. Он собой олицетворял мирскую власть над людьми: и хранитель общественной собственности, и судья, и представитель общин перед правительством. На общественных молениях были жрецы. Описывая эрзянские моления, Мельников-Печерский отмечает, что жрец «читал молитвы, он распоряжался жертвоприношением»2. На помощь ему выбирали 12 человек уважаемых всеми стариков. Трое из них отвечали за изготовление пива, трое — за изготовление жертвенного мяса, трое — за подношение молельщикам угощений в священных ковшах, трое — за порядок при молениях. Кроме того, выбиралось еще три человека, в обязанность которых входила покупка одномастного жертвенного животного и его доставка на место моления. Таким образом, организация общественных молян, как волостных, так и одного селения, требовала наличия определенной группы людей, знающих обряды и порядок исполнения того или иного моляна. Эти люди, выполнявшие роль жрецов, получавшие определенные льготы, привилегии и материальную помощь от жителей деревень, были заинтересованы в существовании религиозного мировоззрения мордвы. Они, как и православные попы, мешали становлению материалистического миропонимания, поддерживали суеверия и невежество населения. Мельников-Печерский, исследуя вопросы древней религии мордвы, попутно сообщает много интересных сведений о быте и обрядах. Интересны выводы о причинах исчезновения у мордвы и других нерусских народов (чувашей, марийцев, удмуртов) кузнецов, серебряников и других ремесленников. Это, как справедливо подметил автор, связано с запрещением царским правительством из-за опасений крестьянских волнений в XVII в. занятий этим народам обработкой металлов. Особенно много интересных фактов он дает при описании молян и праздников, посвященных богине Анге-патяй и ее детям-богам. В течение года, по сведениям Мельникова-Печерского, совершалось восемь праздников. Большинство из них сопровождались песнями, плясками и музыкой. Кроме обязательных ритуальных песен, на празднествах пелись песни, в которых выражалась надежда людей на лучшую жизнь, воспевалась красота, высмеивались людские пороки. В религиозные понятия и представления мордвы вплетались тесной нитью обычаи и другие стороны быта. Они, так или иначе, связывали человека с самого рождения и до его смерти. Самобытность культуры мордвы в связи с соприкосновением с восточными славянами, вхождением в состав Российского государства и христианизацией, безусловно, претерпела к середине XIX в. значительные изменения. Мордовские народные праздники и моления приспосабливались к церковным — рождеству, пасхе, троице и т. д. От смешения дохристианских и христианских религиозных представлений получился своеобразный сплав мировоззрения мордвы — «двоеверие», следы которого автор «Очерков» прослеживает в календарной обрядовой поэзии. Народные обряды как традиция просуществовали (а частично сохранились и до сих пор) несколько столетий уже независимо от дохристианских верований. Освободившись от религиозной оболочки, они перешли в область творчества народа. «Очерки мордвы» Мельникова-Печерского содержат в себе богатый материал и по истории, и по этнографии, и по фольклору. Им даны описания костюмов, отдельных элементов одежды. В этой связи пристального внимания заслуживает попытка автора «Очерков» осмыслить и понять роль праздников в жизни мордвы. Он не мог не отметить и не восхищаться устно-поэтическим творчеством народа. На празднествах, описанных им, употреблялись самые разнообразные поэтические жанры. Это и песни различного содержания, и поговорки, и пословицы, пантомимы, разного рода танцы, музыка. Наиболее полно нашло отражение в «Очерках» три вида обрядовой и необрядовой поэзии мордвы: аграрно-магические песни праздничного обхода дворов (колядки), песни-гадания (подблюдные), песни святочных игрищ. Во всех этих жанрах Мельников-Печерский находит много общего с русскими обрядами. В настоящее собрание вошли из обрядовых видов поэзии, описанных Мельниковым-Печерским, эрзянская свадьба и мокшанская свадьба,— очерки о них, опубликованные в Симбирских губернских ведомостях № 25,. № 26 за 1851 год. Эти работы как бы дополняют «Очерки мордвы». Наиболее полно и подробно записан автором свадебный обряд терюшевской эрзи. В указанных статьях Мельникова-Печерского содержатся первые сведения о свадебных обрядах и причетах. Свадьба мордвы в материалах автора предстает перед нами как сложный, устоявшийся общественно-бытовой ритуал, содержащий и обрядовые действия, в которых наблюдаются бытовой, правовой и религиозный характер и виды устно-поэтического творчества. Мельников-Печерский последовательно раскрывает основные обрядовые комплексы (сватовство, смотрины, запой, девичник, венчание, пиршество, наречение невесты и т. д.), присущие как мордве-эрзе, так и мордве-мокше. Несомненный интерес представляют материалы о подготовке к свадьбе, сведения о роли родни при заключении соглашения между родителями жениха и невесты. Подробно освещается роль каждого из действующих лиц. Много внимания уделено описанию собственно свадьбы, самого напряженного, сложного и торжественного момента, который проходил как в доме жениха, так и в доме невесты. Представляют интерес описание свадебного поезда, прощание невесты с печкой, ее причитания и обряды при вступлении в дом мужа. Не зная мордовского языка, он, естественно, не мог уловить всех тонкостей свадебного обряда и свадебных песен. Как и в его «Очерках», здесь встречается много искажений мордовских слов. К настоящему времени в изучении свадебного обряда, в частности и обрядовой поэзии мордвы в целом, фольклористами, этнографами и историками проделана значительная работа. о отдельным положениям можно с ним поспорить, что-то отвергнуть, но в целом эти работы автора из всей дореволюционной литературы по мордве, пожалуй, не имеют себе равных. Они наиболее полно представляют все стороны мировоззрения мордовского крестьянства, служат источниками при исследовании обрядов, мифологии, истории и этнографии мордвы. В предисловии к настоящему изданию мы не ставили перед собой задачи подробно проанализировать все положения Мельникова-Печерского. Текст печатается по оригиналу. (См.: Полное собрание сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского), 2 изд., т. 7, СПб, 1909). Постраничные разъяснения устаревших слов и терминов, а также искаженных или непонятных слов и выражений сделаны нами. Н. В. Заварюхин, А. П. Лебедев, Ю. И. Сальников, кандидаты исторических наук.
[1]  [2]  [3]  [4]  [5]


На домашнюю
страничку

На начало страницы

 

Пишите письма


Сайт создан в системе uCoz